УРСЫКЪУЫРИ – МАСЛЕНИЦА

«Урсыкъуыри» – так называемая «сырная» или «сыропустная неделя». На Руси это время известно как Масленица – один из самых веселых праздников. К этому времени в каждой осетинской семье заранее бывали готовы специально сделанные сыр, масло и прочие молочные продукты.
В воскресенье вечером готовят праздничный стол, за которым в последний раз перед Пасхой едят мясную пищу. В понедельник до вечера держали пост, к ужину же готовили обильное угощение, но только из кисломолочных продуктов, выпечки, яичницы. Этот день назывался «Фæстаг Алдары комбæттæн».
Это время сопровождалось не только сытными застольями, хотя и без мясной пищи, но и различными играми и весельем молодежи. Участие в игрищах именно молодежи было не случайно – молодежь символизировала все новое, нарождающееся и персонифицировала приближение весны.
В субботу недели Урсыкъуыри или Цæрвтæкъахæн, накануне православного Прощеного воскресенья и начала Великого поста, готовили постное угощение, а женщины и девушки мазали маслом верхние части окон и дверей в доме. Поэтому этот день назывался «Рудзгуыты бон». Считалось, что это также способствует скорому приходу весны.
В воскресенье вечером устраивали сытный праздничный стол и досыта ели. Это своеобразное ритуальное «обжорство», ибо едят из последних сил. На следующий день с утра начинается «Комбæттæн» – Великий пост.
В четверг отмечался «Рæстæйы бон». Первую половину дня обязательно постились, а во второй, разговевшись, молились, чтобы святые праведники способствовали успеху во всех делах и начинаниях. В этот день вскладчину женщины накрывают стол, обязательным блюдом на котором является рыба, чаще осетр. Все собравшиеся принимаются за еду, питье и веселье.
Последние три дня считались «Тутыртæ» — днями мира и благоденствия.
Тутыр в осетинской мифологии – покровитель волков и его задабривали, чтобы сохранить поголовье домашнего скота. Как известно, в значительной мере благополучие осетинской семьи зависело от поголовья скота. Даже кровники в эти праздничные дни должны были простить своих обидчиков — в христианской традиции последнее воскресенье перед постом носит название «Прощеного воскресенья».
В понедельник на неделе Урсыкъури праздновали Цæрвисæн или Цæрвкъахæн. Хозяйки дома к этому дню специально откладывали с осени топленое масло – «царв» и головку (круг) сыра – «цыхт».
Первыми отведать топленого масла должны были самые младшие в семье. Это имело культовый характер и в народе именовалось как «царвы къах», только после этого ритуального действа масло ели все остальные члены семьи.
Во вторник и среду обильное угощение сопровождалось играми и весельем, в эти дни вознаграждением для победителей игрищ являлся кусок масла.
Четвертый день Урсыкъури носил название «Стыр цыппæрæм» (Великий четверг). В этот день не работали. Также по народному поверью считалось, что хорошая погода в этот день обещала солнечные дни и в последующем.
Пятница считалась днем Тутыра – по поверью Тутыр в этот день спустился на землю.
Суббота носила название «Сæртæ хæссæн бон». Считалась днем поминовения усопших.
В воскресенье вновь готовили обильное угощение из молочных продуктов, и с этого дня запрещалось употребление молочной пищи вплоть до Пасхи.
Особенно отмечалась эта неделя населением, занимающимся земледелием и скотоводством, так как она знаменовала проводы зимы и встречу весны, а как известно, именно земледельцы и скотоводы в значительной мере зависят от погодных условий. Народ верил, что подобные его действия в огромной мере влияют на приход весны. Что от того, насколько изобильными будут угощения в эту неделю и веселыми игрища, – во многом зависит изобилие и благоденствие на протяжении всего года.
Так же как и в русской фольклорной традиции, у осетинского народа этот праздник носит в значительной мере языческий характер, и, несмотря на разность празднования, прослеживаются и общие черты.
Перечислим лишь некоторые. Изобилие молочной пищи и запрет на мясные продукты, изготовление блюд, символизирующих солнце (блины, пироги), игрища и веселье, участие в празднике молодежи, и наконец, и в том и в другом случае праздник символизирует изгнание зимы и встречу весны, отмечается накануне Поста. В обоих случаях, при наличии языческой основы, в значительной степени прослеживается влияние христианства.