светлана меликова

Светлана Меликова – победитель фестиваля конкурса народного творчества «Чеченская гармонь»

светлана меликоваСветлана Меликова — победитель фестиваля конкурса народного творчества «Чеченская гармонь»

Воспитанница преподавателя ЦДОД по Правобережному району Заремы Кокаевой юная гармонистка из Беслана Светлана Меликова на ежегодном межрегиональном фестивале-конкурсе народного творчества «Чеченская гармонь» («Нохчийн пондар») им. У.Димаева, посвященный дню рождения Главы Чеченской Республики Героя России Р.А.Кадырова. Мероприятие прошло под патронатом Центра народного творчества Министерства культуры ЧР в районном центре г.Урус-Мартане.

В фестивале приняли участие не только самодеятельные исполнители из районов ЧР — в качестве особого гостя пригласили нашу землячку. Обязательным условием участия было знание музыкального наследия композитора Умара Димаева. Выбор республиканского научно-методического Центра Министерства культуры РСО — Алания пал на победительницу конкурса я гармонистов республиканского им. Ирины Мистуловой Светлану Меликову.

 — Времени на подготовку к конкурсу у нас было три дня, — рассказывает наставница девушки Зарема Константиновна Кокаева. — Мы занимались буквально днем ​​и ночью. В репертуаре Светы есть чеченские мелодии, как и других народов Кавказа, но условие конкурса надо было соблюсти, и мы разучили в авральном порядке композицию «Зезёг», что по-чеченски «роза».

Трудность заключалась в передаче особых интонаций мелодий, присущих каждому конкретному народу, в данном случае чеченскому. Интонации воплощены в мелодии, которые всегда должны проигрываться осмысленно, иначе музыка будет мертва, и мы за этот короткий промежуток, на мой взгляд, достигли идеального исполнения.

К такому мнению пришли и члены жюри, но об этом чуть позже. Зарема Константиновна, сама виртуозная гармонистка, занимается со Светланой Меликовой в стенах ЦДОД (бывший Дом детского творчества) около девяти лет. Причем ее успехи были столь ощутимы, что после окончания школы №6 девушку без экзаменов приняли на первый курс училища искусств им.маэстро Гергиева. Члены приемной комиссии в своем решении были единодушны и передали поклон педагогу за воспитание такого дарования.

Большой зал районного Дворца культуры им.У.Димаева был переполнен зрителями. В основном это были представители молодежи, а также люди зрелого возраста. В самом начале на экране красочно оформленной сцены проецировался видеоролик о жизни и творчестве великого Мастера музыки — так и никак иначе величают У.Димаева в Чеченской Республике. Кстати, Умар был бессменным аккомпаниатором великого Махмуда Эсанбаева. Почетным гостем фестиваля-конкурса была внучка Умара Димаева — Элита Димаева.

На открытии фестиваля-конкурса с приветственным словом к гостям и присутствующим обратились глава администрации Урус-Мартановского муниципального района А.Алаудинов и директор Центра народного творчества Р.Даудов. Своими теплыми воспоминаниями о талантливом гармонисте-виртуозе Умаре Димаеве поделились со зрителями его друг и соратник Мада Цегаев и ученик Рамзан Паскаев.

Выступления участников оценивало компетентное жюри из числа известных деятелей культуры и искусства, а это народный артист ЧР и Республики Ингушетия Рамзан Паскаев — председатель жюри; народный артист ЧР и Республики Ингушетия Умар Сагаипов и гармонист Мада Цегаев из с.Гехи Урус-Мартановского района.

На сцене талантливые музыканты-гармонисты, сменяя друг друга, искусно исполняли произведения выдающегося маэстро. Светлана Меликова выступила с композициями «Зезёг» и «Свадебный круговой». Сказать, что она произвела настоящий фурор, значит ничего не сказать. Её виртуозное исполнение покорило и членов высокого жюри, и зал, который ей аплодировал стоя. Со сцены девушку долго не отпускали, просили еще и еще. Светлана сыграла старинную кабардинскую мелодию — княжеский танец «Дора-дора», которую любят все. В конце выступления ей устроили настоящую овацию. Она настолько покорила публику, что, пока жюри обдумывало решение, Светлану попросили еще раз выйти на сцену. Как только она извлекла из гармони первые звуки, из-за кулис вышла ведущая, которая не смогла удержаться и пустилась в пляс. Рамзан Паскаев также не смог усидеть на месте и поддержал ее, а зал бурно им аплодировал. За кулисами З.Кокаева поблагодарила девушку за то, что она поддержала её ученицу, на что она ответила, что грех было этого не сделать.

По окончании концертной программы председатель жюри Рамзан Паскаев вышел на сцену, дабы прокомментировать и дать оценку исполнению конкурсантов. Он отметил, что у некоторых участников были недостатки, и им следовало бы более тщательно поработать над мелодиями. Единственной участницей, к которой не предъявили никаких претензий, оказалась Светлана Меликова. Рамзан Паскаев подчеркнул, что ее исполнение было четким, без единой ошибки. Он также заметил, что Светлана прочувствовала мелодию и полностью смогла передать все мельчайшие нюансы, штрихи и колорит чеченской музыки, несмотря на то, что она из Осетии, где мелодии исполняются совершенно в другом стиле.

Далее конкурсная комиссия объявила итоги фестиваля-конкурса. Первое место безоговорочно присудили Светлане Меликовой, второе — Рамзану Кудусову (Курчалоевский муниципальный район); третье место досталось Адаму Ахмедову (Грозненский муниципальный район). Победителей и призеров наградили дипломами соответствующих степеней и памятными кубками, а всех остальных участников — красочными дипломами.

В завершение фестиваля-конкурса, в дань уважения памяти выдающегося музыканта, члены комиссии с большим удовольствием сыграли на старинных чеченских гармонях несколько мелодий Умара Димаева.

Успех Светланы Меликовой по праву разделила ее наставница З.К.Кокаева, вложившая в свою подопечную немало сил. Об отношениях, сложившихся между ними, можно судить и по словам Светланы: «Зарема Константиновна — моя вторая мама». Действительно, нынче есть немало шабашников от культуры — набирают учеников, и это сугубо коммерческий проект. Зарема Константиновна ни сил, ни времени на своих подопечных не жалеет, главная цель, которую она при этом преследует, — чтобы ребенок прочувствовал инструмент, слился с ним воедино, мог подбирать наиболее приятные музыкальные тона, способные создать волнующее звучание осетинской гармони. «Пока будут звучать божественные мелодии« Ханты цагъд »и« Хъуыбады », будет жить наша культура», — уверенна она. И с педагогом трудно не согласиться.