IMG_2154

Персональная фотовыставка Проскурякова Р.П.

IMG_215415 января в 15 час. 2016 года в  Мемориальном Доме-музее  Коста Левановича Хетагурова состоялось открытие Персональной выставки художественной фотографии Проскурякова Руслана Павловича.  Выставка была организована и проведена Республиканским центром традиционной культуры и этнотуризма «Фарн»  ведущим методистом Остаевой Т.А. совместно с  Мемориальным Домом – музеем Коста Хетагурова.     

На открытии выставки присутствовали представители Министерства культуры РСО-Алания, Республиканского центра традиционной культуры и этнотуризма «Фарн», Национального музея РСО-Алания, Союза художников РФ, Министерства труда и социального развития РСО-Алания, Министерства спорта РСО-Алания, Министерство чрезвычайной ситуации, секции альпинизма: генерал – лейтенант в отставке Валерий Козаев, Дмитрий Руднев;  ветераны альпинизма Владимир Кореньков, Людмила Попова, Нина Базаева и др., а также преподаватели и студенты Владикавказского художественного училища, школьники, фотокорреспонденты, журналисты и другие представители общественности республики.

Открытие выставки широко освещалась средствами массовой информации: ГТРК-Аланией, местной печатью. Выставку открывали Кесаева Эльза Агубеевна — директор Дома-музея Хетагурова и Цариев Валерий Заурбекович — директор центра «Фарн». Со вступительной речью, в которой была дана информация о жизни и творчестве Проскурякова  выступила ведущий методист центра «Фарн», искусствовед, заслуженный деятель искусств РСО-Алания Остаева Т.А.. Приветственные речи были сказаны искусствоведом Валентиной Зима, ветеранами альпинизма Владимиром Кореньковым, Азой Савельевой,  зав. музеем города Владикавказа Еленой Габоевой, методистом Валентиной Бениной и зав. фонда Ольга Чопиковой Национального музея, зрителем Владимиром Теховым.

         После открытия состоялась экскурсия по выставке, которую провел Проскуряков Р.П.

Выставка экспонировалась в течение месяца, с 15 января по 15 февраля. По выставке были проведены экскурсии с учащеюся молодежью, школьниками, студентами, взрослой аудиторией. Экскурсии проводили сотрудники Дома-музея К.Л.Хетагурова, Проскуряков Р.П. и ведущий методист центра «Фарн» Остаева Т.А..  Этими сотрудниками были организованы и проведены также Семинар «Искусство художественной фотографии» с участием Проскурякова Р.П.  и Творческий вечер художника Проскурякова Р.П. со зрителем.

Проскуряков Руслан Павлович родился в 1933 году. Уже в  ранней юности, с 1948 года, увлекся фотографией и альпинизмом.  В начале 50-х годов  поступал во ВГИК, на  факультет  кинооператора. После безуспешных попыток поступить в московский институт, устроился на работу в Северо-Осетинскую студию кинохроники. Профессионально овладеть искусством фотографии Проскурякову помогли  его первые учителя, кинооператоры Симбирцев В.И.,  Маневич В.И., Еремеев В.П. и лучший горный фотограф тех лет Голубев Б.В.. Уже с самого начала проявилось художественное дарование Руслана, как фотографа. Его ранние снимки панорамного характера улиц родного города, набережной, Сунитской мечети, реки Терека («Буйный Терек», «Терек в центре Владикавказа» и др.) сегодня являются ценным художественным материалом  истории Владикавказа.  В 1952 году  Руслан сделал  свои первые снимки на цветной пленке. Независимо от того, на каких  фотоаппаратах работал Проскуряков (от «Тирф», «Зенит», до «Тема», «SONY»), он создавал выразительные художественные  фотографии, отличающиеся четким рисунком,   интересной композицией. Уже с 1951 г. фотографии Проскурякова публиковались в местной прессе и «Советском фото». Его фотографии  экспонировались на I и II Всесоюзных выставках горной фотографии   (1958 г. и 1963 г), на республиканских фотовыставках и на двух персональных  выставках в Доме искусств г. Владикавказа. В 1957 г. и 1967 г. Проскуряков окончил два факультета Северо — Кавказского горно-металлургического института, получив профессии горного инженера-геолога и инженера — электромеханика. Работая  горным мастером, геологом, инженером УПСМ СНХ, затем  руководителем группы СКФ ВНИКИ ЦМА,  «Севосгипрогормстрой», «Севкавпроектмебель», а  с 1962 г., занимаясь автоматизацией производства, Проскуряков, без отрыва от производства, на протяжении многих лет продолжал активно заниматься альпинизмом и фотографией. С 1955 года, Руслан увлекся  и горными лыжами, с которыми не расстается и по сегодняшний день. Альпинизм стал истинным призванием   Проскурякова, одним из  главных увлечений его жизни.  С 1956 года Руслан работал инструктором в альплагерях Кавказа, Тяньшаня, КСП, а в летний период — во Всесоюзной школе инструкторов альпинизма. Круглогодично, на протяжении  тридцати пяти лет, Проскуряков работал на общественных началах в альпинистских секциях ДСО и Владикавказа.  В 70-х годах он являлся Председателем Северо-Осетинской секции альпинизма, а в 80-х и начале 90-х годов – старшим тренером федерации, участвовал и руководил спортивными сборами, был участником и тренером в экспедициях на Памир, Тяньшань, Памиро-Алай. Проскуряков стал одним из наиболее известных международных альпинистов. За десятки лет он совершил ряд сложных первовосхождений и  более двухсот труднейших восхождений в трех горных системах нашей страны, которые вошли в историю мирового альпинизма. За большие достижения в альпинизме, еще  в 1960 году,   Проскуряков был удостоен звания Мастера спорта СССР и старшего инструктора альпинизма, а  в 1990 году получил звание Заслуженного работника  физкультуры и спорта Северной Осетии.   Он также награжден почетным знаком «Спасательный отряд», является Кавалером почетного общества альпинистов России «Серебряный эдельвейс».  Сегодня, являясь ветераном спорта РФ, Проскуряков продолжает заниматься не только фотографией, но альпинизмом и  горными лыжами.

Пожалуй, именно альпинизм открыл новую страницу в творчестве Проскурякова, как фотографа. Каждый его поход в горы непременно сопровождался съемкой всех тех мест, в которых он побывал, что само по себе является уникальным фактом. Совершая  восхождения на высочайшие пики гор,  покоряя раз за разом недосягаемые горные вершины, проходя высокогорные  луга, долины, покрытые  лесистой растительностью, величественные ущелья, бурные водопады и реки,  голубые озера, пещеры со сталагмитами и т.п.,  Проскуряков сумел создать огромное количество снимков, которые можно воспринимать   своеобразным дневником его фотохроники.  Лишь небольшая часть этих снимков вошла в экспозицию данной персональной выставки, около  пятидесяти фотографий, на которых запечатлены красивейшие пейзажи, в основном, поразительные и разнообразные виды величественной девственной природы Кавказа. Большинство фотографий посвящены горам, многие из которых созданы в цвете, как в снимке «Радужное ущелье Осетии», где  огромная сверкающая радуга раскинулась на все небо, как бы освещая и омывая  своим чистым сиянием пространство гор, одинокую башню на скале, зелень холмов. Умение выбирать интересный мотив, выстраивать четкий кадр, находить соразмерную композицию, необходимый ракурс в построении, живописно и точно строить  цветовые и свето — теневые соотношения, дает возможность автору создавать выразительные, глубокие  по смыслу и содержанию,  разноплановые по характеру,  фотографии («На страже гор»,  «Пробуждение», «Простор небес и гор»). Порой неприхотливый, обыденный мотив  в снимках Проскурякова обретает особое звучание, даже в самом малом автор способен увидеть подлинную красоту, истинную поэзию, как например, в снимке «Яркая палитра долины Сарди», в котором алые альпийские маки  создают красочную картину яркого летнего дня. Проскуряков тщательно выбирает кадр, учитывая не только основные компоненты, но, порой выделяя крупным  планом и малейшие детали, которые   играют немаловажную роль в художественном решении, образной характеристики фотоснимка. Живописно воспринимаются розовые  рододендроны на фоне величественной панорамы сине-белых гор в фото «Июнь в горах. Цветут рододендроны». Такая композиция, построенная на цветовых контрастах, сопоставлении разных масштабов, света и тени, часто встречается в творчестве автора, что придает его снимкам, особую выразительность, эффект неожиданности, определенный художественный настрой («Казбек на закате», «В мире теней», «Чарующее убранство зимы»). Бесконечное восхищение красотой гор, первозданностью природы Кавказа выражается у Проскурякова не только в многообразии мотивов, но и в умении по особому выстраивать кадр, «схватить» самое существенное, «поймать» нужный момент, чтобы как можно точней передать настрой, определенное состояние природы. Философское мировосприятие природы, отношение к ней, как к одушевленному явлению,  проявляется у Проскурякова в его пристальном внимании к самым разным видам и состояниям природы, в которой  для него все имеет значение, полно смысла и красоты. В снимке «Водопад близ Джан-Туган» запечатлен бурный водопад, низвергающийся с крутой скалы,  в «Осколке неба среди ледников»  — голубое озеро рядом с величественным ледником и плывущими вдали кучевыми облаками,  в «Просторе высокогорья» — панорама гор с узким каньоном, над которым, на высоком выступе скалы, почти крупинкой, видна маленькая фигурка человека.  Здесь Проскуряков не просто демонстрирует неповторимую красоту природы, но передает  ее состояние, определенное настроение, создает обобщенный образ Кавказских гор. Автор способен передавать многоплановость, ощущение пространственности,  масштабности  даже в самых небольших  по своему  размеру фотоснимках («Кольцо скалы», «Утренняя пробежка» «Пятый океан»). Фотохудожник не просто снимает понравившийся ему красивый вид пейзажа, он стремится к его максимальному обобщению, созданию художественного образа, выразить определенную идею. В фотографии «Над туманами» запечатлен зимний пейзаж. Сквозь дымку тумана, на небольшой возвышенности видна одинокая сосна.  Темный силуэт  дерева, с  раскидистыми голыми ветвями представляет резкий  контраст  с  белоснежным покровом земли, с окружающей  нетронуто-девственной природой. Подобное противопоставление рождает одновременно чувство  пронзительного одиночества и в тоже время некого величия, ощущение самого космоса. Фотохудожник  дает  возможность как бы пройти  вместе с ним по нетронутым тропам, заглянуть в малодоступные заповедные места гор, полюбоваться  красотой причудливых ландшафтов, иногда  с высоты птичьего полета. В этом отношении особенно интересны интригующие снимки альпинистов в момент их  суровых испытаний,  восхождений на  недоступные вершины гор: «Преодоление нависающей стены», «Горы и люди», «Простор высокогорья». Тонко чувствуя красоту природы, фотохудожник умеет выявить ее и в мотивах родного города Владикавказа: набережной Терека, зеркального пруда в парке, Сунитской мечети на фоне гор. Снимки «Красота вечернего Владикавказа», «Чарующее убранство зимы», «Осень»,  отличаются тонким лиризмом, поэтичностью, эстетичностью художественного решения.

 Любовь к природе, восхищение богатством и многогранностью флоры и фауны родного края, желанием сохранить, сберечь этот  хрупкий  прекрасный мир, продиктованы слова самого Руслана Проскурякова, обращенные к зрителю: «надеюсь, что своей фотовыставкой мне в какой-то степени удастся продемонстрировать красоту наших родных гор и привлечь внимание к их неисчерпаемым и неиспользуемым возможностям».

Статья о творчестве Проскурякове Р.П. «Люди и горы» опубликована в газете «Пульс Осетии» №7,

1 марта 2016г.

SAM_2406

IMG_2170

IMG_2152

IMG_2127