Varziev_ArmTanec

Жил так как танцевал

Varziev_ArmTanecВ этом году 3 февраля блестящему хореографу, танцору, первому в Осетии дипломированному балетмейстеру-постановщику, заслуженному деятелю искусств РФ, народному артисту Северной Осетии Хаджисмелу Петровичу Варзиеву исполнилось бы 80 лет, но до этого дня, к сожалению, ему не суждено было дожить.

В 1938 году родился Хаджисмел Петрович, и в этот же год, в сентябре образовался Государственный ансамбль песни, музыки и пляски Северной Осетии.   Возможно, это совпадение, однако это стало знаковым для обоих…

Ярчайшая фигура в осетинской хореографии, непререкаемый авторитет в искусстве народного танца, культовый балетмейстер Северной Осетии, самый молодой среди признанной элиты балетмейстеров-народников СССР конца 60-х начала 70-х годов 20 века. Именно его, молодого Хаджисмела Варзиева, мэтр русского балета Р.В.Захаров в своей книге «Записки балетмейстера» поставил в один ряд в выдающимися балетмейстерами-народниками страны, с корифеями Т.Устиновой (Хор им. Пятницкого), Н.Надеждиной (ансамбль «Березка»), П.Вирским (ансамбль Украины) и И.Моисеевым (ГАНТ СССР) .

Бесспорная, признанная старшими коллегами природная балетмейстерская одарённость молодого студента Хаджисмела Варзиева усовершенствовали великие педагоги ГИТИСа: Р.В.Захаров, Л.М.Лавровский, Т.С.Ткаченко, М.В.Васильева-Рождественская, Н.И.Тарасова, А.В.Шатин, Н.И.Эльяш и другие, которые дали мощный импульс стремительному взлету его балетмейстерской карьеры.

Еще при жизни многие деятели культуры, искусства и общественности Северной Осетии считали, что в летописи осетинского общества Хаджисмел  Варзиев является личностью, внёсшей неоспоримо важный вклад в сохранение и популяризацию народной осетинской танцевальной культуры и развитие искусства осетинского народного танца. С его именем связаны самые яркие страницы истории Государственного ансамбля танца «Алан». Его искусство стало замечательной страницей в истории национальной культуры осетинского народа. Во всех регионах России был признан высокий уровень профессионализма Хаджисмела Петровича. Многие его ученики сегодня возглавляют самодеятельные и профессиональные танцевальные коллективы, а сам он вошел в «двадцатку» лучших балетмейстеров ХХ века.

Когда знакомишься с биографией известных людей, все кажется так легко и просто: в том-то году окончил школу, а в следующем — стал студентом такого-то столичного вуза. И мы редко задумываемся, что стоит за этими датами. Знакомясь с жизнью Хаджисмела Варзиева, можно только завидовать его таланту. В 18 лет его принимают в основной состав ансамбля песни и танца Северной Осетии (в то время не имеющего названия, и который впоследствии, при его непосредственном участии и настоянию, организовывается в Государственный ансамбль песни и танца «Алан».

Надо особо отметить, что просто так в те времена попасть в главный ансамбль народного танца было невозможно. Только лучшие танцоры, пройдя жесткий отбор, могли претендовать на место в основной труппе ансамбля. Но танцевальные трюки и сольные номера Хаджисмела не оставили равнодушными ни зрителей, ни жюри.

Юный танцор постоянно работал над собой, совершенствовал свое мастерство. И в 1963 году Указом Президиума Верховного Совета СО АССР за заслуги в развитии осетинского танцевального искусства и высокое танцевальное мастерство ему присваивают почетное звание «Заслуженный артист СО АССР». Это в 25 лет! Но, наверное, Хаджисмел был бы не Хаджисмелом, если б он остановился на простом «исполнительстве». Ему хотелось создавать самому. Да и судьба была благосклонна к нему.

Началось его профессиональное балетмейстерское становление под руководством народного артиста СССР, доктора искусствоведения Р.В. Захарова, который в 1974 году в своей знаменитой книге «Записки балетмейстера» не без основания отметил Х. П.Варзиева, чья плодотворная работа позволила молодому коллективу за короткое время получить такую широкую известность и популярность не только у себя на родине, но и во всем мире. Глубокое знание истоков народного танца и фундаментальное понимание национального фольклора явились основой всего его творчества. Будучи студентом, он создал неповторимую по своему содержанию танцевальную постановку — хоровод «Сой». В наше время он вошел в золотой фонд осетинской культуры, стал гордостью национальной обрядовой хореографии Осетии.

Один из профессоров ГИТИСа, увидев эту работу молодого студента Варзиева, сказал следующее: «Этот танцевальный шедевр в полной мере определяет глубокий культурный уровень осетинского народа».

Ансамбль «Алан», созданный Хаджисмелом Петровичем, по отзывам профессионалов-соратников «по цеху» из других республик, не был похож ни на один коллектив в нашей стране. Ничего лишнего и ничего недостающего. Все артисты ансамбля опирались не только на свой талант и профессиональные знания, но в большей степени — на уроки высочайшего мастерства, полученного у маэстро.

Коллектив был востребован всегда. Его приглашали на самые престижные мероприятия в сводные концерты крупнейших сценических площадок страны, где ему восторженно рукоплескали. Молодому поколению, небезразличному к искусству осетинского народного танца, важно знать о том, что в советский период об осетинах и самой республике Северная Осетия узнавали в немалой степени через осетинский ансамбль «Алан», творчество которого, при Хаджисмеле Варзиеве, самые образованные и грамотные зрители, а также специалисты считали почти безупречным, о чем свидетельствовали отзывы критиков и деятелей культуры и искусства, публикуемые в статьях самых авторитетных печатных изданий СССР.

Зная проблемы художественной самодеятельности народных коллективов, нуждающихся в поддержке и развитии, Хаджисмел Варзиев понимал, что необходимы кардинальные меры. Возглавив Республиканский Центр народного творчества (ныне Республиканский Центр традиционной культуры и этнотуризма «Фарн»), он вплотную занялся возрождением народной культуры как в своей республике, так и в регионах России. Так родился ежегодный «Праздник хореографического искусства», а затем и Международный фестиваль народного танца «Зори Владикавказа (Алании)».

Хаджисмел Петрович внимательно следил за развитием самодеятельных народных ансамблей. Он вел огромную работу по повышению квалификации молодых хореографов и режиссеров. За какой бы проект ни брался, он вкладывал в него всю свою энергию и душевное тепло. Благодаря творческой атмосфере, создаваемой Хаджисмелом, руководимые им коллективы никогда не теряли высокого художественного мастерства и уважения зрителя. Его умение воедино слить драму, хореографию и музыку (каждая из которых сама по себе — род искусства, требующий режиссуры) еще никто не превзошел на всем Кавказе. Танцы в его постановке столь органичны, так сочетаются с оформлением, так вплетаются в разворачивающееся действие, что, безусловно, они являются достойной оправой любого праздника или мероприятия.

Дисциплинированный и галантный Хаджисмел Петрович Варзиев запомнился многим, как непритязательный человек вне работы и жесткий и неистово требовательный в профессии. По воспоминаниям коллег и очевидцев вдохновение посещало его везде и внезапно. Будучи приглашенным на встречи во время совещаний или собраний он мог неожиданно для окружающих уйти в себя и сосредоточится, а в некоторых случаях имитировать ногами какие-то движения, а потом, если позволяла ситуация взять любой бумажный клочок и на нем что-то зафиксировать. Это было его естественным состоянием.

Вся его жизнь была пропитана единственно важным для него делом — служению искусству народной осетинской хореографии, в жертву которой он принес всего себя без остатка. Не успев по объективным причинам реализовать намеченные преобразования в деле совершенствования хореографического искусства и сохранения осетинской народной танцевальной культуры, он, при этом успел оставить своему народу наследие, которое позволяет сегодня развивать искусство балетмейстера, мастерство исполнителя и компетентность зрителя.

Когда человек уходит из жизни — это горе для его родных и близких. А когда из жизни уходит известный человек — это невосполнимая утрата для всего общества. Трудно говорить о человеке, которого ты уважал, любил, ценил в прошедшем времени. Именно тогда каждый реально начинает осознавать смысл слов «невосполнимая утрата».

хпVarziev Kh_4 1Varziev_u lestnitsy_6 1VarzievKhadzismel_GandaganВарзиев_Х.П.Аллея_Славы_2013-3