История Центра

Центр народного творчества Республики Северная Осетия Алания

 

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных традиций, выразитель народного самосознания. С целью сохранения, возрождения и широкой пропаганды народного творчества в конце 30-х и в начале 40-х годов в России стали создаваться Дома народного творчества – организации культуры, которые оказывали методическую помощь клубным учреждениям, самодеятельным коллективам и т.д.

Согласно приказу №22 от 25 января 1940 г. Управления по делам искусств при СНК СОАССР в республике был создан ДНТ. За весь период существования название этой организации не раз менялось:

с 1940г. по 1979 г. –  Дом народного творчества;

с 1979 г. по 1992 г. – Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы;

с 1992 г. по 2012г. – Республиканский центр народного творчества.

 21 декабря  2012г  Правительство республики постановило:

 В связи с расширением полномочий и изменением функций Министерства культуры и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия-Алания по развитию в Республике Северная Осетия-Алания этнотуризма на основе традиционной культуры  создать государственное бюджетное учреждение культуры «Республиканский центр традиционной культуры и этнотуризма «Фарн» Министерства культуры и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия-Алания…

За все время существования Центра, коллектив создал немало значительных мероприятий, которые явились большим вкладом в культуру осетинского народа. Лучшие из них вызвали живой оклик в республике, они получили общенародное признание и принесли ему заслуженную славу.

До создания Дома народного творчества художественной самодеятельностью Северо-Осетинской автономной области (создана в 1924 году, преобразована в Северо-Осетинскую АССР в 1936 году) занимался отдел народного образования, задачей которого был количественный и качественный рост кружков, проведение олимпиад, привлечение профессионалов к этому делу. Журнал «Колхозный театр» поместил на своих страницах интересную статью (1934 — 11 с.46-48), которая дает представление о руководстве художественной самодеятельностью Осетии тех лет: «. . .В областном отделе народного образования есть одна штатная должность зав. сектором искусств — Т.Тандуев. На всю область один человек! Инструкторов для помощи на местах нет…  Сектору искусств необходимо обеспечить самодеятельность области должным руководством, штатом инструкторов, репертуаром…»

Создание Дома народного творчества, энтузиазм и самоотверженность его специалистов, открытие профессиональных театров, возникновение организаций писателей, композиторов сыграли важную роль в развитии осетинского любительского искусства. Немало самодеятельных коллективов блестяще представляли самобытное национальное любительское искусство на многочисленных фестивалях, конкурсах, выставках, включая международные.

Примером целенаправленной, действенной пропаганды самодеятельного искусства, умелого привлечения к нему широкого общественного интереса была работа Гизельского Дома культуры Пригородного района. Полнокровная и многообразная жизнь этого очага культуры была тесно связана с трудовыми коллективами и действовала в содружестве с профессиональными артистами, художниками, музыкантами.

При Гизельском Доме культуры в 1933 году был организован ансамбль танца «Арт», участниками которого были передовые производственники, деятельные общественники, а также учителя и учащиеся старших классов школ Гизели. В 1934 году «Арт», участвуя на заключительной краевой спартакиаде в г.Пятигорске, завоевал всеобщее признание и стал победителем, а затем был приглашен в Москву для выступления перед делегатами VII Всероссийского съезда Советов. Ансамбль достойно представлял самодеятельное искусство на международных конкурсах и фестивалях в Польше (1973г.), Франции (1975г.), Чехословакии (1975 и 1977гг).

С большим успехом «Арт» выступил на заключительном концерте Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности в Кремлевском Дворце съездов (1965г.), представив зрителям прекрасное сценическое воплощение народного танца «Симд». Среди других лауреатов этого  смотра были: мужской хор Дома культуры из селения Хумалаг Правобережного района, казачий хор станицы Архонская Пригородного района, гармонистка Р.Гуриева, вокалист В.Джанаев и самодеятельный композитор Г.Т. Кодзаев из Гизельского РДК. Моздокский народный театр (режиссер Х.Ю.Урусов) показал в Кремлевском театре «Океан» А.Штейна; этот спектакль был показан Центральным телевидением.

Значительные и яркие спектакли показывали народные театры и театральные коллективы Северной Осетии и на различных смотрах, фестивалях любительского искусства, благодаря постоянной заботе специалистов РДНТ, режиссеров, актеров, профессиональных писателей: Заслуженного деятеля искусств РФ Д.И.Темираева, искусствоведа А.С.Бациева, Заслуженного работника культуры РФ, драматурга Р.В.Хубецевой, Народного артиста СОАССР, актера и режиссера В.И.Макиева (под его руководством получили звание «народный» драматические коллективы: Хумалагский, Бесланский, Камбилеевский, Ногирский, СОГУ, пед.институт, ГСХИ, ДК «Металлургов»), Заслуженного деятеля искусств СОАССР, режиссера М.Е.Гаева. Регулярно проводились смотры театральной самодеятельности (в «Театральной весне-76» участвовало восемь народных театров и пять театральных коллективов), создавались новые коллективы, шло повышение квалификации их руководителей, заказывался и направлялся в коллективы репертуар.

В республиканском смотре народных театров 1978 года, в отличие от прошлых смотров, были учреждены специальные призы режиссеру — за лучшую постановку спектакля; исполнителям — за лучшую мужскую и женскую роль.

В дальнейшем театральное движение в республике достигло такого уровня, что в республике проводились зональные смотры-конкурсы народных театров Юга России.

Событие для организаторов и участников драматического жанра явилось рождение нового конкурса — фестиваль народных театров и драматических кружков “Осетинская сказка” в рамках празднования дня осетинского языка и литературы. Показателем роста театрального движения является и то, что в 1973 г. Ардонский театр во время проведения дней культуры Осетии в Москве, под руководством народной артистки России Бекузаровой О. получил почетное звание Заслуженного народного театра.

В 2005 г. в г.Ростове этот же театр под руководством заслуженного артиста республики М.Кумалагова на Всероссийском театральном фестивале Юга России занял первое место. Сегодня народные театры республики (которых насчитывается 15), продолжают традиции национального сценического искусства и стремятся достичь современных форм и высокого сценического мастерства.

Среди них такие как Хумалагский народный театр, которому уже полнека, Моздокский народный театр — 35 лет, Черменский народный театр – 40 лет и т.д.

Ни в одном другом искусстве осетины не раскрываются так полно, как в танцах, то неудержимо пылких, подобно вихрю, то величественных, как сами Кавказские горы. Республика по праву гордится профессиональными и самодеятельными народными коллективами. Танцоры Осетии ни один раз становились лауреатами всероссийских фестивалей, покоряли своим горячим искусством строгие жюри международных фольклорных конкурсов.

Международный фестиваль “Зори Владикавказа”, впервые состоялся в 1990 году (по проекту Варзиева Х.П.) Утверждению и проведению проекта первого на Кавказе Международного фестиваля народного танца «Зори Владикавказа» предшествовали шесть проведенных ежегодно республиканских фестивалей хореографического искусства с участием республик: Казахстана, Балтии  Закавказья, Украины, Беларуси и т.д., а также многих автономных республик, краев и областей Российской Федерации. На I, II, III фестивалях «Зори Владикавказа» участвовали коллективы почти со всех континентов мира. IV Международный фестиваль  народного танца готовится под другим названием  — «Зори Алании». Многие хореографические коллективы достойно представляли республику на всероссийских фестивалях и за рубежом, начиная с конца 70-х годов ХХ века по настоящее время коллективы побывали во многих странах:
«Нартон» (СДК с.Нарт, рук.З.Козаев) — в Чехии; «Кафт» (РДК г.Дигора, рук. Э.Хутяева) — в Германии; «Баллиц»(РДК г.Моздок, рук. С.Хугаев) — в Чехии, Италии; «Скифы» (г.Владикавказ, рук.Т.Булацев, панс.»Забота») — в Бельгии, Греции; «Дети гор» (г.Владикавказ, рук. Ст.Кодзаев) — в Польше; «Горец» (ГГАУ, рук. Ю.Алборов) — во Франции, Испании; «Иристон» (СОГУ, рук М.Плиев) — в Италии.

С целью развития жанра народной хореографии и повышения квалификации руководителей ансамблей народного танца в республике проводятся конкурсы среди балетмейстеров на лучшую тематическую постановку. Аналогичная работа проводится с руководителями детских и «образцовых» ансамблей народного танца.  Смотры-конкурсы среди коллективов данного жанра проводятся и в память деятелей хореографического искусства. Так, с большим успехом в республике прошел смотр детских ансамблей танца памяти основоположника Государственного ансамбля танца «Алан» З.Бирагова.

Республиканским центром народного творчества (методистом Кабуловой Л.В.) было разработано Положение смотра-конкурса «Иры фарн» о выдвижении номинантов на премию Министерства культуры РСО-Алания за заслуги в развитии и пропаганде народного творчества. Первыми номинантами стали Дзоблаев А.Х., Хугаев С.М., Ковалева И.Н., Салбиев К.А., Соломатина В.В. Это представители разных жанров в области хореографии, народного пения, декоративно-прикладного искусства. Они в своих коллективах основной акцент делают на сохранении традиций и обрядов, пропагандируют народное творчество не только РСО-Алания, но и Северного Кавказа и Закавказья, оказывают методическую и практическую помощь, создают студии, ведут исследовательскую работу. Решением Министерства культуры смотр-конкурс на премию «Иры фарн» будет проходить 1 раз в два года, что дает руководителям коллективов работать над новыми программами, вводить в репертуар новые произведения, новые работы в области ДПИ.

Фестивали народного танца, питательной средой которых является творчество фольклорных коллективов, становятся самовыражением народа, отражают его надежды и веру в человечество. А потому они необходимы.

В разные периоды при Центре плодотворно работали и продолжают работать базовые коллективы, активно способствовавшие развитию жанров народного творчества в республике. Один из первых был ансамбль бального танца  “Тауче” (рук.- Заслуженный работник культуры РСО- Алания Т.АДжанаева). Затем появились: фольклорно — этнографический ансамбль «Нартон» (рук. — Б.Абоев, К. Гасиев), ансамбль народных инструментов (рук. — А.Х.Макеева), Лауреат международных фестивалей ансамбль народного танца “Сармат” (рук. — Заслуженный артист РСО—А В.Цховребов). При РЦНТ также функционировала школа вязания национальных косынок (рук. — Дз.Галазова) и экспериментальная мастерская по изготовлению народных инструментов.

Массовое развитие получили ансамбли гармонистов в 80-годы с открытием во Владикавказе мастерской “Фæндыр” (созданный Ужеговым Т.С.) по производству национальных хроматических гармошек.

Регулярно проводились районные и республиканские праздники, конкурсы, теле- фестивали под рубрикой «Пой, фæндыр». С 2000 года стал традиционным Региональный конкурс инструментов памяти известного, не только в нашей республике, но и  за ее пределами, гармониста —  просветителя, Кайсына Мерденова (в сел.Эльхотово). Совершенствование профессионального исполнительского мастерства на народных инструментах, выявление новых талантливых исполнителей и увековечивание памяти К.Мерденова – вот цели, которые преследуют организаторы конкурса.

Огромный вклад в развитие этого жанра внесли известные в республике гармонисты и педагоги: заслуженный артисты России Булат Газданов, Ирина Мистулова, народные артисты республики Сима Ревазова, Серафима Икаева, и целая плеяда молодых педагогов и исполнителей,, которые успешно обучают игре на гармошке,  руководят коллективами в учреждениях культуры, учебных заведениях, музыкальных школах и студиях.

Лучшие исполнители и ансамбли гармонистов неоднократно становились лауреатами многих региональных, Всероссийских и Международных конкурсах. Среди них: Трио «Суадон» и ансамбль гармонистов РДК г.Беслан, ансамбль гармонистов РДК г.Дигора и с. Чикола, ансамбль гармонистов ГДК г.Алагир, РДТДЮ г.Владикавказ, Трио «Фандыр» и т.д.

В конце 80-х в начале 90-х годов по инициативе РНМЦ проводилась активная работа по возрождению традиционных форм празднования культовых праздников. В различных уголках республики проводились мероприятия, посвященные святым и покровителям ущелий и фамилий, такие как: праздник ущелья «Уацилла» — покровитель хлебных злаков и повелитель грома, «Хетаг» – святая роща, посвященная св.Георгию, «Хохы дзуар» — покровитель гор, «Атынаг» — праздник в честь начала сенокоса и тд. Самое активное участие в праздниках принимали фольклорные коллективы республики.

Богатство и многообразие фольклора свидетельствует о безграничном таланте народа, создавшего его. И одна из основных задач любого фольклорного ансамбля – сберечь это бесценное достояние, возродить забытые обычаи и обряды. В республике давно стали традицией фольклорные праздники и фестивали с участием коллективов из соседних республик, краев и областей России. Фольклорные коллективы Осетии являются украшением всех массовых мероприятий, проводимых в Республике, и достойными представителями осетинского искусства за рубежом.

Мероприятия по развитию и пропаганде инструментального жанра в ДНТ ряд лет проводила Заслуженный работник культуры РСО-Алания Габуева З.М. Одним из ярких мероприятий в этом направлении был смотр инструментальных ансамблей и гармонистов, на котором традиционная осетинская гармоника была представлена, как сольный и аккомпанирующий инструмент в народном и академическом звучании. Самой старшей участницей конкурса была жительница Куртатинского ущелья, которой было 102 года.

В последствии, являясь заведующей отделом народного творчества, работа Габуевой З.М. была тесно связана со средствами массовой информации (СМИ). Об успехах или проблемах в работе учреждений культуры, о предстоящих мероприятиях или их итогах, о гастрольной деятельности творческих коллективов — все эти стороны регулярно освещаются ею в республиканских и районных СМИ. Большую популярность на ГТРК «Алания» имеет рубрика “Не ׳взаг нæ хæзна” (“Наш язык — наше богатство”), где ряд передач освещают деятельность коллективов клубной системы.

Изучение фольклора: танцевального, песенного, инструментального, словесного, всегда было в планах Дома (Центра). Особенно оживилась эта работа в 70-80-е годы, стали более частыми экспедиции в районы по сбору, обработке и пропаганде национально-культурного наследия. В экспедиционной работе участвовали ученые, фольклористы, композиторы, художники, преподаватели Северо-Осетинского Государственного университета, Института имени Гнесиных, сотрудники НИИ литературы, искусства и этнографии при Совете министров Северной Осетии.

 Фольклорный фонд РЦНТ пополняется за счет принятия произведений устного и музыкального фольклора, переписи фольклорных произведений из фондов Государственного комитета по телевидению, радиовещанию и Научно-исследовательского института (Института гуманитарных исследований). Пополнению фонда РЦНТ способствовало и проведение фольклорно-этнографических экспедиций. Собран материал и по старинным национальным инструментам (фандыр, уадындз, лалым-уадындз). От Абаева Илико (с.Тарское) записаны два произведения «Уастырджийы зарёг» и «Айс ёй, аназ ёй». Были записаны топонимические предания «Зарамаг» и «Мамисон», предание о примирении кровников, ряд наблюдений по традиционному укладу, утвари.

К экспедиционной работе можно отнести и фиксацию наиболее интересных образцов на радио исполнителей на хъисын фандыре(осетинская скрипка). По республике было выявлено 10 человек, владеющих навыками игры на этом инструменте. От них, в студийных условиях, записаны произведния как традиционного, так  современного фольклора, вошедшие в фонд Комитета по телевидению и радиовещанию, и в фольклорный фонд РЦНТ.

По инициативе РНМЦ (методиста по фольклору Абаевой А.Х.) впервые 11 октября 1989 года состоялся праздник поэзии и фольклора «Нар». В этот день вся Осетия праздновала 130-летие со дня рождения великого поэта Коста Левановича Хетагурова. Тысячи людей со всей Осетии устремились в Нар, чтобы поклониться земле, давшей жизнь лучшему сыну своего народа. Он был примечателен и тем, что вместе с Осетией юбилей поэта праздновали гости: из Краснодарского и Ставропольского краев, Курской области, Абхазии, Кабардино — Балкарии, Чечено — Ингушетии и даже из Англии, откуда приехал — поэт и переводчик Уолтер Мэй.

На первом фольклорном празднике в Наре участвовали десятки лучших творческих самодеятельных коллективов и профессиональных артистов, которые привезли на родину поэта лучшее, что создал гений народа в национальной хореографии, музыкальном и песенном фольклоре. Программа праздника, состоявшая из трех частей — “Ирон Фæндыр” (“Осетинская лира”) “Поэма о человеке”, “Вселенная — Отечество мое” — была соткана из утонченного мастерства десятков солистов, хоров и ансамблей, спаянных воедино художественными руководителями и режиссерами. С импровизированной сцены звучали стихи, мелодии гармоники сопровождали песни и танцы, седобородые старцы произносили тосты за столами, накрытыми под небом Нара у берега реки Лиадон, гарцевали всадники на резвых скакунах. Память о поэте живет в народе и своеобразным памятником ему стал, и ежегодный фольклорный праздник “Нар” на его родине.

Большое значение имеет приобщение к фольклорным традициям молодого поколения. Время диктует свое: современность и фольклор могут и должны сосуществовать. Примером этому служит уже на протяжении ряда лет, проводимый по всей республике смотр-конкурс «Шатана».

В 1991 году методистом по фольклору Абаевой А.Х. был проведен смотр-конкурс между молодыми девушками в чисто национальном плане. Так, современная форма была использована в целях возрождения, развития и пропаганды осетинского фольклора и этнографии, традиционного национального этикета, возрождения и пропаганды традиционного женского рукоделия. Немыслимо народное творчество без нартского эпоса, а нартский — эпос без Шатаны. Ее образ бессмертен, пока жив осетинский народ. Шатана не только красива, мудра, гостеприимна, щедра, хлебосольна — она мастерица, равной которой нет среди женщин.

На смотре-конкурсе молодые конкурсантки борются за звание «Шатана», доказывая, что современной девушке подвластно овладение секретами мастерства, мудрости и хлебосольности наших  предков. Пропаганде конкурса способствовала и статья в журнале «Российская женщина» с фотографией первой победительницы Гецаевой Заремы на обложке журнала (1994г.) «Шатана» проводится уже не только учреждениями культуры, но и в школах, училищах и т.д.

Одним из наиболее распространенных песенных жанров в Республике Северная Осетия-Алания является героическая песня. Ее отличает эпичность и монументальность. Патриотическое воспитание является традиционным в Осетии. Народ свято чтит подвиги старшего поколения, с особым почитанием относится к великим страницам военного времени. В честь тех, кто героически защищал свое Отечество сложено немало песен, написано стихов, снято фильмов, создано хореографических постановок. По старинному преданию имя героя, его подвиг остаются в песне. Так в 1995 году родился сборник «Осетинские героические песни» куда вошло более 100 песен. Эта книга сегодня является пособием не только для коллективов художественной самодеятельности, но широкого круга любителей осетинской народной музыки. Нотный материал используют в работе также учителя музыки и пения общеобразовательных школ, хоровых студий, музыкальных школ.

Практика проведения в республике межрегиональных праздников и фестивалей героико-эпической песни показала, что они вызывают большой интерес не только у любителей народного творчества, но и среди всего населения республики, служат укреплению дружеских и творческих связей, взаимообогащению национальных культур.

С середины 90-х годов с целью воспитания молодежи в духе интернационализма, уважительного отношения к истории и культуре своего народа, укрепления творческих контактов, дружбы и взаимопонимания народами разных национальностей, проживающих на Юге России проводится РЦНТ (методистом по хоровому жанру Л.В.Кабуловой) Межрегиональный праздник героико-эпической песни «Горская песня». В этом мероприятии принимают участие наряду  с коллективами нашей республики ведущие коллективы КБР, Карачаево-Черкессии, Дагестана, Адыгеи, Ростова, Калмыкии, Абхазии. Положительный результат в том, что проводимый праздник дал заметный толчок в развитии героико-эпической песни, в появлении новых коллективов, укреплений дружеских связей между творческими коллективами республик Северного Кавказа и Закавказья.

Развитие национальной эстрадной музыки, выявление молодых талантов и поддержка одаренных детей, активное участие молодежи в художественной самодеятельности, активизация композиторов и поэтов в создании песен для молодых исполнителей нашло отражение в фестивале «Песня моя, Иристон», который проходит с 2000 года на конкурсной основе с участием солистов и вокальных групп, детских и взрослых вокально-инструментальных ансамблей, эстрадных студий.

Фестиваль проводится по инициативе ведущего методиста РЦНТ Засеевой Л.А. при активной поддержке председателя Союза композиторов, Заслуженного деятеля искусств РСО-Алания Ацамаза Макоева и главного дирижера национального джазового оркестра Заслуженного деятеля искусств РФ, композитора Николая Кабоева.

Каждый раз фестиваль демонстрирует новые творческие находки, и открывает новые талантливые имена. В разные года обладателями Гран-при фестиваля «Песня моя, Иристон» были:  Артур Алиев, Станислав Доев, Маргарита Бирагова, лауреаты Светлана Валаева, Марианна Габуева, Аркадий Царионти, Олег Савлаев, Роман Джихаев и др.

В репертуаре исполнителей звучали джаз и народные песни в современной эстрадной обработке, рок композиции, целые монументальные баллады, лирические миниатюры, но предпочтение всегда отдается национальной песне.

В республике шло освоение нового вида хореографического искусства — современного бального танца. В 1974 году при Доме народного творчества преподавателем училища искусств Юрием Харитоновичем Бараковым был создан ансамбль бального танца «Тауче». С 1975 года «Тауче» руководит заслуженный работник культуры РСО-Алания Тамара Александровна Джанаева.

Ансамбль «Тауче» выезжал в Болгарию, Румынию, Курск, Нальчик. Танцевальные пары «Тауче» выезжали в г.Тбилиси на Международный турнир «Кубок Кавказа» и т.д. Конкурсы исполнителей, а затем и ансамблей бального танца становятся ежегодными. К 1978 году ансамбли современного бального танца имелись во всех районных домах культуры. В репертуаре ансамблей появились новые бальные танцы созданные на основе осетинской хореографии.

Особое внимание Джанаевой Т.А. уделяется подготовке кадров: проводятся 6-ти месячные курсы по подготовке руководителей коллективов бального танца сельских районов РСО-Алания, периодически проводятся семинары для участников коллективов бального танца. Благодаря этим курсам сегодня в республике функционирует 27 коллектива из них 23 в сельской местности. С 1980 года проводится традиционный межрегиональный праздник бального танца. В нем принимают участие  коллективы Юга России: Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, Кабардино-Балкария, а также Республика Грузия.

К 1992 году в республике насчитывалось 27 ансамблей. Из них 23 коллектива были в сельских районах. Наверное, это был пик, вершина интереса к танцу, потому что, вскоре в его развитии, особенно на селе, произошел резкий спад. (Ведь руководили коллективами бального танца директора и художественные руководители СДК на общественных началах)

Республиканским центром народного творчества проводятся конкурсы исполнителей бальных танцев, конкурсы ансамблей, праздники, фестивали.

Одно из основных направлений Дома (НМЦ) — обеспечение репертуаром коллективов художественной самодеятельности. Осуществлялось приобретение музыкальных произведений, пьес местных авторов, проводились конкурсы на создание репертуара для коллективов, издавались репертуарные листы, сборники песен осетинских авторов, одноактных и многоактных пьес, осетинских танцевальных мелодий, сценарии для агитационно-художественных бригад, репертуар для народных духовых и вокально-инструментальных ансамблей, репертуарные рекомендательные списки в соответствии с планом работы направлялись практически во все районные дома культуры ежемесячно. На заседании художественного совета рассматривались, представляемые для приобретения произведения композиторов, драматургов, поэтов.

Особенно значительной и системной становится роль деятелей профессионального искусства в развитии любительского художественного творчества в период проведения I Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся (1975-1977 гг.). Профессиональные театры республики накопили большой опыт проведения творческих встреч, обсуждений спектаклей, выступлений ведущих актеров в спектаклях народных театров. Регулярно велась такая работа в Пригородном, Алагирском и Правобережном районах. В г. Алагире, ст. Архонской были созданы постоянно-действующие филиалы осетинского и русского драматического театров. Артисты Осетинского драматического театра систематически работали с народными театрами в домах культуры Алагира, Октябрьского, Ардона, Эльхотово, выступали в их спектаклях. Девять актеров этого театра были удостоены звания почетных колхозников. Постоянно работали в народном театре Пригородного РДК Народный артист СО АССР В.И.Макиев, в Хумалагском народном театре Заслуженный артист РСФСР М.К.Цаликов, Ардонском народном театре Народная артистка РСФСР Е.С.Туменова.

Большую помощь в работе культурно-просветительных учреждений оказывали агитбригады. Они были участниками практически всех мероприятий, проводимых в республике, непосредственные организаторы мероприятий в отдаленных населенных пунктах. В 70-е годы в РДНТ раздел драмы и агитбригад возглавляла Заслуженный работник культуры РФ, драматург Хубецова Р.В. Она являлась автором не только замечательных пьес, которые успешно ставились, как на профессиональной сцене , так и в коллективах народных театров республики, но и сценариев, написанных для агитационных художественных бригад, которые в то время были очень популярными во всей России. Наиболее ярким оказался сценарий «Диво» («Дис»), посвященный 50-летию образования СССР. В рамках Всероссийского фестиваля народного творчества, посвященного этой дате, по инициативе ГРДНТ в 1973 году в нашей республике был проведен зональный показ любительских народных театров Юга России. Среди 35 коллективов постановка Алагирской агитационно-художественной бригады из СОАССР (во главе с автором Р.В.Хубецовой) покорила зону и получила высокую оценку. Только алагирцы были удостоены участвовать в Москве на заключительном Гала-концерте победителей зональных показов агитбригад Союза.

В середине  1994 года утратило силу Положение об агиткультбригадах (АКБ) и было утверждено новое Положение об Передвижных клубных учреждениях (ПКУ). Если основная задача АКБ сводилась к концертному обслуживанию производственных участков, то у работников ПКУ они усложнились: организация досуга жителей населенных пунктов, не имеющих стационарных клубных учреждений, обслуживание производственных участков, оказание методической и практической помощи стационарным клубным учреждениям, проведение работы по возрождению культурного наследия.

На сегодняшний день в Республике функционирует 31 Передвижное клубное учреждение, деятельность которых, координирует РЦНТ (зав. ПКУ Биджелова З.М.). Работники ПКУ готовят и проводят мероприятия в районном, республиканском и региональном масштабах. В их программу входят национальный фольклор, скетчи, разнообразные музыкальные номера, использование местного материала. ПКУ Северной Осетии поддерживает дружеские связи с коллегами соседних республик и участвуют в их мероприятиях. Так, фольклорный коллектив  «Елхот» ПКУ Кировского района принял участие в межнациональном фольклорном фестивале  народов Кавказа, посвященном 80-летию народного поэта Дагестана Р.Гамзатова и Дню Конституции Республики, где достойно показал свое искусство. ПКУ г.Моздока частые гости  Ставрополья в рамках программы «Дружбы алые зори». В гастрольную карту моздокчан вписалась и «горячая точка». По просьбе командования МЧС России Чеченской Республики творческая бригада выступила с концертом в г.Грозном перед военнослужащими, спасателями о чем писала республиканская газета «Северная Осетия».

Значительным событием в культурной жизни Республики Северная Осетия стал в 2000 году I Республиканский праздник фольклора и ремесел во Владикавказе. Здесь впервые (по инициативе искусствоведа Остаевой Т.А.), прошла масштабная выставка изделий декоративно-прикладного искусства из самых отдаленных сел республики. Важной составляющей праздника было проведение мастер-классов художников, умельцев, а также конкурс на лучшее произведение. Организации этого праздника предшествовала большая подготовительная работа: экспедиции в села и районы для отбора произведений и выявления умельцев, многие из которых впервые приняли участие в подобной выставке-конкурсе. Проведены предварительно районные выставки. В 2004 году прошла IV Республиканская выставка-ярмарка традиционных художественных промыслов и ремесел. Выставки дают возможность выявить тенденции развития национального осетинского искусства. Важным компонентом праздника является национальная кухня с разнообразием блюд, эстетикой сервировки, бережным отношением к старинной кулинарии. Выступления фольклорных коллективов, ансамблей песни и танца, народных и эстрадных оркестров и исполнителей, дефиле превращают выставку в народный праздник.

Имея определенный опыт организации и проведения подобных экспозиций, а также общее представление о художественном материале по предшествующим выставкам, Центр разработал программу региональной выставки—ярмарки, которая по возможности предусматривала полный и разнообразный ассортимент продукции, которая отражала основные тенденции развития традиционных промыслов и ремесел на современном этапе.

В 2006 году, была организована V Межрегиональная выставка-ярмарка традиционных промыслов и ремесел Юга России, включенная в программу IХ Фестиваля мастеров искусств “Мир Кавказу”. Фестиваль, имеющий цель духовного единения нации, обмена и взаимообогащения искусств, укрепления дружбы, солидарности, сплочения художественных сил народов Кавказа, всёго региона Юга России, стал крупнейшим культурным и политическим событием  всероссийского значения. В контексте этих масштабных задач особую роль сыграла выставка-ярмарка, составляющая значительную часть культурной программы фестиваля.

Многожанровые фестивали в рамках Всероссийского фестиваля народного творчества «Салют Победы», начиная с 1995 года и по настоящее время, являются значительным стимулом в развитии любительского искусства, любительских объединений, авторского творчества. Рождаются новые формы военно-патриотического и интернационального воспитания, проходят фестивали, совместные мероприятия с национально-культурными центрами, акции «В Осетии — семьей единой», слеты клубов дружбы, месячники и недели боевой и трудовой славы, вечера чествования ветеранов.

В целях пропаганды художественными средствами героической истории и славы Отечества, воспитания уважения к памяти его защитников, привлечения внимания широкой общественности к проблемам военнослужащих, находящихся на срочной службе и дислоцирующихся на территории РСО-Алания в 2004 году впервые состоялся фестиваль солдатской песни «Поют солдаты» (ведущим методист РЦНТ Кабулова Л.В.)

Солдаты воинских частей, курсанты института Министерства внутренних дел, учащиеся Суворовского училища, призывники пели на празднике песни о войне и о любви, о дружбе и преданности, песни собственного сочинения и известных композиторов, песни любимые ветеранами. В фестивале принимали участие Комитет солдатских матерей, Республиканский Совет ветеранов, оркестр военного гарнизона г.Владикавказа. В заключение праздника командующий 58-й армии поблагодарил организаторов за мероприятие, которое поднимает престиж Армии, и обратился с напутственным словом к конкурсантам.

Духовное возрождение любой нации невозможно без знания своих традиций и культуры, и, самое главное, без знания родного языка. В 2003 году в праздничный календарь РСО-Алания вошел в соответствии с указом Президента Республики Дзасохова А.С. День осетинского языка и литературы.

Он был приурочен к времени выхода в свет жемчужины осетинской поэзии “Ирон фæндыр” /“Осетинская лира”/ Коста Хетагурова. По этой программе 15 мая состоялся праздник осетинского языка и литературы. На празднике звучали гимн Осетии, патриотические стихи современных поэтов и К.Хетагурова, были показаны отрывки из спектаклей и хореографическая сюита “Чепена”. В празднике принимали участие деятели культуры, которые говорили о значении родного языка.

Язык художественной литературы способен включить в себя все богатство литературного и общенародного языка. Поэтому, необходимо создавать современные произведения на родном языке, на актуальные темы. Тема необходимости сохранения и развития осетинского языка, традиций, имеющие богатые исторические корни, создание современных художественных произведений на осетинском языке, была выдержана на протяжении всего праздника.

В рамках празднования Дня осетинского языка и литературы РЦНТ был проведен фестиваль народных театров и драматических кружков «Ирон аргъау» (Осетинская сказка). Цели, которые ставил перед собой фестиваль, были следующие: пропаганда и популяризация драматургии по осетинскому фольклору, выявление творческих возможностей у руководителей театральных коллективов в деле переработки литературных источников, инсценировании лучших творений осетинских сказочников, певцов и сказителей Нартского эпоса, активизирование работы самодеятельных театральных коллективов с детьми и юношеством. На фестивале были представлены спектакли по одноактным и многоактным пьесам осетинских драматургов. Идея воплощения сказки в жизнь нашла понимание у руководителей народных театров и драматических коллективов.

Составить мнение  о целом народе можно по его праздникам. Ведь где еще, как ни во время праздника, легче всего познакомиться с местными обычаями, понять национальный характер.

Готовясь к празднику осетинского пива, автор сценария и режиссер Битарова Л.С. ставила перед собой определенные цели и задачи. Возродить и пропагандировать технологию приготовления осетинского пива. Выявить в районах республики лучших пивоваров, передать опыт приготовления пива умельцами старшего поколения – молодежи.

Во всех районах нашей республики прошли праздники, которые вылились в массовые народные гуляния. Потому что участниками праздника были все — и зрители, и те которые были на сцене. Пивовары пришли на праздник не только со своим пивом, но и с блюдами национальной кухни, практически исчезнувшие с осетинского стола. Женщины рассказывали о технологии приготовления осетинского пива, щедро раздавали рецепты всем тем, кто пожелал приготовить то или иное забытое блюдо.
Весело и азартно прошли конкурсы на лучший осетинский танец, исполнение осетинской национальной песни, на выпечку лучшего осетинского пирога. Зритель тоже не унывал. Они устроили соревнование на наибольшее количество выпитого пива за минимальное время.

Праздник удался, потому что зритель уходил с хорошим, радостным настроением, высказывая свои предложения по поводу проведения этого праздника традиционным.

Как всякое массовое движение, работа с детьми, несет в себе много положительного, позитивного. В его потоке формируются таланты, образуются самобытные коллективы, организуются различные мероприятия. Инновационным проектом и для РСО-Алания стал Праздник игрушки, который проводился центром с целью развития традиционной национальной осетинской игрушки и игрушек народов, проживающих в республике, активации воспитания детей в духе интернационационализма. В программу праздника вошли: выставки самодеятельной игрушки, конкурсы рисунка на асфальте, показ спектаклей и выступлений коллективов художественной самодеятельности, проведение праздника было освещено как местными СМИ так и Российским журналом культпросветработника «Встреча»

«Дети Кавказа – с мечтою о мире» — под таким девизом со 2 по 6 октября 2005 года прошел в нашей республике фестиваль детского творчества Юга России. Уже само название фестиваля определило его идейно—художественное содержание. Методистом РЦНТ по работе с детьми и подростками Такоевой Т.В. было разработаны Положение и сценарий мероприятия. В фестивале приняли участие дети из республик:  Северная Осетия-Алания, Адыгея, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Ростовской области и Ставропольского края. Детское творчество было представлено: хореографией и вокалом, инструментальной музыкой, художественным словом и оригинальным жанром.

В течение четырех дней во Владикавказе и районах республики прошли выставки юных художников, творческие встречи с коллективами художественной самодеятельности районов республики и г. Владикавказа, посетили участники фестиваля г. Беслан Кульминацией фестиваля стал Гала-концерт, начавшийся с праздничного шествия всех участников по главной улице г. Владикавказа.

По мнению организаторов, задачи фестиваля — возрождение и укрепление дружеских и творческих связей, взаимообогащение культур народов, проживающих на территории нашего региона, повышение интереса детей к истории и культурному наследию регионов Юга России и, самое главное, воспитание у детей уважения к своей собственной истории, культуре были достигнуты. Сегодня, когда в мире правят деньги, очень важно дать талантливому ребенку найти свое место в жизни, помочь ему сделать первые шаги по дороге большого творчества.

В деятельности Центра приоритетным направлением является патриотическое воспитание. Этому воспитанию служат мероприятия, традиционно проводимые отделом досуга накануне Дня победы в ВОВ, в День защитника Отечества, другие памятные даты. В практику вошли также встречи с ветеранами и войнами Российской Армии, беседы и диспуты, поисковые работы и многое другое. Эти мероприятия готовятся совместно с военкоматами, Советом ветеранов, комитетом по делам молодежи, Домом дружбы и др. В разные годы проводились: Межрегиональный фольклорно-спортивный праздник «Наша сила в единстве» между КБР и РСО-Алания (в рамках программы «Диалоги Культур»), «Отечество Славлю», «Игры снежного барса» и т.д.

Ко дню Победы в с.Майрамадаг, совместно с музеем, посвященным защитникам Суарского состоялось мероприятие «По следам Великой Отечественной…), на котором присутствовали из Германии.

Республика Северная Осетия — Алания имеет многолетние традиции по защите своего Отечества. Об этом свидетельствуют цифры и факты: 35 Героев Советского Союза и 60 генералов Советской Армии дала Осетия в годы войны. В 2004 году отмечались 100-летние юбилеи выдающихся, военачальников: И.Плиева, Х.Мамсурова, Г.Хетагурова, жизненный путь которых занимает достойное место в истории России. Этот год был отмечен еще несколькими юбилейными датами: 230-летие присоединения Осетии к России, 220-летие города Владикавказа. 80-летие Северо-Осетинской автономии. Все мероприятия в рамках фестиваля «Салют Победы» проходили с большим эмоциональным подъемом, вызывая у молодежи чувства сопричастности к судьбам своего Отечества. В республике создана и успешно действует система патриотического воспитания. Пропаганда национальных обычаев, традиций, обрядов, национальных видов спорта, национального искусства становится приоритетом.

Проблемам инвалидов в стране стали уделять больше внимания, признавая, что их решение является одним из важных направлений социальной политики государства. Во многом благополучие общества определяется тем, насколько инвалиды интегрированы в него. Инвалиды составляют достаточно значительную часть общества, и очень важно, чтобы они были адаптированы к жизни в нем. Были вовлечены в трудовую деятельность и, в принципе, стали самодостаточны.

Творческой реабилитации инвалидов в РСО-Алания способствовал Закон «Социальная поддержка инвалидов в России» изданный в 1995 году. Заведующая отделом досуга РЦНТ Козырева Г.Г. занимается творческой реабилитацией инвалидов всех категорий. Неоднократно выезжала с коллективами ВОС на региональные фестивали инвалидов по зрению, где всегда занимали достойные первые призовые места. По ее инициативе впервые в республике прошел I Республиканский фестиваль художественного творчества инвалидов (который стал ежегодным), снят документальный фильм «Шестое чувство» и отправлен в г.Москву на соискание II Международной премии «Филантроп», после чего на имя Президента РСО-Алания пришло благодарственное письмо.  Для инвалидов участие в соискании премии «Филантроп»  прекрасная возможность самореализовываться в творчестве и вынести свой талант на суд широкой общественности.

За время работы в этом направлении проведено очень много мероприятий: смотры, конкурсы, районные и республиканские фестивали творчества инвалидов всех категорий, творческие концерты, обменные концерты. Разработаны план и программа по социальной поддержке инвалидов РСО-Алания, способствующие содействию реализации духовных запросов инвалидов республики, организации их досуга и созданию условий для межличностного общении и их интеграцию в общество.

Эти мероприятия убедительно показывают, что людям, столкнувшимся с тяжелейшими испытаниями судьбы, такие встречи дают вдохновение и надежду на лучший завтрашний день.

Приоритетным направлением Центра является координация работы районных организационно-методических кабинетов (служб), которые являются проводниками нашей деятельности на местах. В методической службе РЦНТ нашли отражение разнообразные функции: учет и анализ статистических данных социокультурной деятельности; формирование банков данных методических, информационных материалов (картотек, паспортов, фонотека); издание методической, репертуарной литературы в помощь клубным специалистам; планирование деятельности клубных учреждений, семинары и мастер—классы, сценарии и методические разработки и т.д. Среди них: “Каталог произведений самодеятельных художников Осетии” (живопись, графика, ДПИ); “Золотошвейное мастерство З.Доевой” ; информационный справочник с нотным приложением “Знатоки осетинской народной песни”; семинары “Планирование и отчетность в клубной работе”; “Из опыта работы”, мастер — классы “Сценическая речь и этюды”, “Работа с народным хоровым коллективом”, и др.

В помощь руководителям фольклорных ансамблей и собирателям
и любителям фольклора было написано ряд методических рекомендаций и разработок освещающих различные формы фольклорной работы
в клубной системе. Такие как: “Организация фольклорного ансамбля”, “Методика собирания и хранения словесного фольклора”, “Древо жизни” — методика составления генеалогического древа, Организация фольклорных и этнографических кружков “Детский фольклор и его использование в клубной работе”, “Культ огня, очага в русской и осетинской традиции”, “Этикетные нормы при исполнении традиционных танцев осетин”, “Образ матери в осетинском эпосе”.

Помимо этого Центром народного творчества изданы  методические рекомендации на примере обобщения опыта работы  ансамблей бального танца: Учебно-воспитательная работа в коллективе бального танца:
/Методические рекомендации на примере обобщения опыта работы народного ансамбля бального танца “Тауче” РЦНТ/, методические рекомендации в помощь начинающему педагогу бального танца, “Бальные танцы: проблемы и пути их решения” /анализ деятельности проводимых курсов по подготовке руководителей коллективов бального танца для сельских районов республики и повышения их квалификации/.

В целях реализации Республиканской целевой программы “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних разработан проект плана учреждений культурно-досугового типа системы Министерства культуры РСО Алания на 2007-2010гг. Центром в 2007г. разработано методическое пособие по работе с несовершеннолетними детьми в целях оказания помощи работникам культуры в работе с современной молодежью. Даны методические рекомендации по созданию клуба “Левша” смешанного типа, где главной задачей является преемственность поколений, а главной целью этого клуба является не навязывание взрослой воли ребенку, предоставление маленькому члену общества самому принимать решения. В Моздокском и Пригородном районах функционирует клуб «IIодросток», который своей главной задачей видит реализацию в жизнь президентской целевой программы “Молодежь Осетии” на 2002-2006 гг. РЦНТ разработано методическое пособие в 2003г. в помощь организаторам клуба.

Немалую часть деятельности в  поддержке носителей народных традиций, возрождении забытых или редких народных жанров взял на себя репертуарно — издательский отдел взял. Много лет основным методическим изданием является информационный сборник «Что? Где? Когда?». На его страницах публикуется материал о работе культпросветучреждений районов республики, методические разработки, сценарии по мероприятиям и статьи познавательного характера, также описывается опыт работы ведущих коллективов. Помимо этого РИО издаются  репертуарные листы, сборники сценариев на различную тематику, сборники песен, каталоги  и т.д.

Вся эта многолетняя успешная деятельность осуществляется коллективом подвижников культуры. В разные годы Домом (Центром) руководили:  С.Т. Кайтов (1964-1966гг.), драматург, член Союза писателей, Газданов Т.С. (1966-1973гг.), Г.М.Калоев (1973-1984гг.), К.У.Алагов (1986-1994гг.),  (1994 – 2012гг) Заслуженный деятель искусств РФ, балетмейстер Варзиев Х.П.  Все они внесли значительный вклад в развитие народного творчества, изучение и освоение традиционной народной культуры.

Вновь организованный Центр традиционной культуры и этнотуризма «Фарн» с 2012 года возглавил Заслуженный деятель искусств Республики Северная Осетия-Алания Цариев Валерий Заурбекович.